06/02/2015

МФО и доступность финансовых продуктов. Часть 2

МФО и доступность финансовых продуктов. Часть 2В июле 2014 года вступил в силу новый закон «О потребительском займе (кредите)». Основной целью этого закона стала защита прав физических лиц на рынке необеспеченных потребительских кредитов, независимо от типа организации, предоставляющей кредит или заем. Принятие этого закона означало, что Центральный Банк (ЦБ) окончательно признал микрофинансовые организации (МФО) полноценными игроками на российском финансовом рынке, однако призвал МФО играть по определенным правилам.
По мнению ЦБ, высокие процентные ставки, комиссии, штрафы, пени и агрессивные методы взыскания задолженности, которыми нередко пользовались МФО, оказывали нежелательное воздействие на потребителей. ЦБ опасался, что долговой стресс и закредитированность с одной стороны не соответствуют нормам защиты прав потребителей, а с другой стороны оказывают негативное влияние на финансовое состояние платежеспособности кредиторов, так как ведут к ухудшению качества их кредитных портфелей. По этим причинам принятие закона «О потребительском кредите (займе)» было призвано обеспечить соблюдение этики ведения бизнеса в сфере потребительского кредитования.

 

Защита потребителей и финансовая доступность

Первое, что было включено в новый закон, это стандарты прозрачности и раскрытия информации. Так, закон способствует раскрытию потребителям всей необходимой информации о кредите (займа). До принятия решения о необходимости заполнения заявки на получения займа, клиент должен знать полную сумму займа, а также размер штрафов в том случае, если он просрочит выплату займа.
Во-вторых, новым законом был ограничен размер неустойки. В законе предусмотрены два варианта верхнего предела неустойки.
В-третьих, закон ограничил агрессивную практику взыскания задолженности и установил ограничения в отношении допустимых действий кредиторов по взысканию задолженности. Так, непосредственное общение с заемщиком по телефону или с помощью текстовых сообщений стало возможным только в определенное время суток.
Не секрет, что процентные ставки по микрозаймам остаются очень высокими. Однако, здесь нужно понимать риски. Так, если потолок по процентным ставкам установить слишком низко, то он не позволит микрофинансовым организациям обслуживать клиентские сегменты, которые по разным причинам являются не охваченными финансовыми услугами. С другой стороны в законе есть норма, согласно которой полная стоимость потребительского кредита не должна превышать более чем на одну треть среднерыночное значение для данного вида кредита (займа).
Таким образом, новый закон, контролирующий микрофинансовую деятельность в России, имеет своей целью связать защиту потребителей, с одной стороны, и финансовую доступность и стабильность, с другой. При этом закон делает ставку на предотвращение долгового стресса и закредитированности населения посредством обеспечения прозрачности и раскрытия процентных ставок и других выплат. Тем самым бремя ответственности за адекватность решения о заполении заявки на получение займа (кредита) переносится на клиента. Именно клиент, который получает полную информацию о тем или ином финансовом продукте в понятном для него формате и таким способом, который позволит ему усвоить эту информацию, принимает в конце концов решение о том, может ли он себе позволить взять и выплатить кредит (заем) успешно.

 

Автор: Екатерина Ильющеня.

Оцените нас
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Получить деньги