16/01/2015

Оценка кредитоспособности заемщика

hands-woman-laptop-working

Как банки оценивают кредитоспособность заемщика

Основной проблемой всех кредитных институтов является проблема просроченной задолженности. Улучшение качества кредитного портфеля зависит от максимально точной оценки кредитоспособности потенциального заемщика. Банки остаются традиционными в этой сфере и оценивают кредитный риск заемщиков используя данные кредитной истории своих клиентов. Все имеющиеся кредитные истории хранятся в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) – крупнейшем бюро кредитных историй в Российской Федерации. Банки, микрофинансовые организации (МФО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), ломбарды и другие кредиторы обязаны предоставлять информацию в НБКИ о своих клиентах. Эта информация касается практически всех заемщиков, имеющих действующие или уже погашенные кредиты. НБКИ также занимается созданием и совершенствованием систем верификации паспортных данных по базам государственных органов, а также инструментов предотвращения кредитного мошенничества. Таким образом, НБКИ предоставляет услуги выявления кредитного мошенничества всем кредитным институтам. Заемщики имеют право узнать у НБКИ о своей кредитной истории. Заемщики могут как проверить свою кредитную историю онлайн, так и обратиться в офис банка-партнера НБКИ.

Как микрофинансовые организации оценивают кредитоспособность заемщика

Но что делать, если у клиента нет кредитной истории? Как правило, банки отказывают или с настороженностью относятся к тем клиентам, у которых нет или ипорчена кредитная история. Здесь на помощь приходят микрофинансовые организации, которые не ограничиваются только данными бюро кредитных историй, а работают с клиентами как с кредитной историей, так и без нее. Микрофинансовые институты занимается разработкой и использованием различных источников информации, чтобы оценить кредитоспособность клиентов. К ним, например, относятся изучение историй звонков по мобильной сети, психологические тесты, изучение данных о клиентах в социальных сетях, изучение поведенческой информации клиентов в сети, например на основе данных об их покупках через Интернет. Среди всех альтернативных источников информации, которые используются для оценки кредитоспособности клиентов самым важным являются социальные сети. Именно этот источник информации о клиенте становится все более популярным. Микрофинансовые компании, которые работают на международном уровне, используют данные социальных сетей в своих скоринговых моделях. Так, международная микрофинансовая компания Lenddo, которая работает на рынках Филиппин и Колумбии, анализирует время активного пребывания своих клиентов в социальных сетях, а также данные о количестве тех друзей клиентов, кто уже пользовался услугой компании. Для российской микрофинансовой компании важно «качество» страницы клиента в социальных сетях, а также количество времени, потраченное на заполнение заявки на получение займа. Для Zaimo.ru положительной является также информация, если IP-адрес клиента совпадает с его местом работы или местом жилья клиента, а также тот факт, что клиент осуществляет вход в свой личный виртуальный кабинет из дома/ офиса, а не из интернет-кафе.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что рынок микрофинансирования будет продолжать расти. Это происходит потому, что микрофинансовые организации стараются применять системный подход к работе с заемщиками и используют много альтернативных источников информации с целью обеспечить доступ к финансовым ресурсам заемщикам, у которых нет либо испорчена кредитная история, а также повысить точность оценки заемщика и уменьшить уровень невозвратов.

 

Автор: Екатерина Ильющеня.

Оцените нас
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...
Получить деньги