Коллекторами чаще всего идут работать женщины, а обучать секретам выколачивания денег у должников скоро будут в российских вузах.

Из-за роста просроченной задолженности коллекторы стали одной из главных действующих сил российского финансового рынка. Мы решили показать, как устроена работа коллекторов изнутри на примере компаний, входящих в реестр коллекторских агентств.

Коллекторы – кто они?

Средний возраст тех, кто устраивается на работу коллекторами составляет 23 года. Около 60% соискателей имею высшее или неполное высшее образование. Остальные – среднее профессиональное. Любопытно, что сегодня около 65% людей, устраивающихся на работу коллекторами – молодые женщины. Уже только это рушит образ сурового двухметрового мужчины коллектора с дубиной, который готов на все.

Только 2% кандидатов приходится на возраст от 50 лет и выше. Каждый третий кандидат приходит в коллекторы сразу после окончания учебного заведения. Коллекторские агентства для многих становятся первым местом работы.

Обучение профессионалов

С каждым новичком, как правило, работает сотрудник-наставник, который исправляет ошибки и помогает советом. Перед тем как сотрудник допускается к работе с клиентами-должниками, он проходит специальное обучение. Кроме того, все сотрудники периодически проходят тренинги и участвуют в семинарах для повышения квалификации.

Утверждение профстандарта коллектора позволит данной специальности появиться в учебных программах вузов, что безусловно расширит образовательную базу и снизит степень непрофессионализма в поведении сотрудников в целом. Черные коллекторы и коллекторы-дилетанты бросают очень большую тень на эту сферу деятельности. С этим черным пиаром приходится постоянно бороться.

Утверждение стандартов должно помочь гарантировать квалифицированную защиту прав как кредиторов, так и потребителей финансовых услуг. В обязанности коллекторов, согласно стандартам, будут входить работа с заемщиками, оценка каждого случая в частности, составление индивидуального плана реструктуризации задолженности, а также проработка иных возможностей для должника расплатиться с долгом.

Досудебные практики

На досудебной стадии применяются такие инструменты, как SMS-рассылка с напоминанием о задолженности перед банком, телефонные звонки, письма по электронной почте и т.д. На этом этапе важно выявить причину образования просрочки, предложить схему погашения долга. Если причины невозврата носят объективный характер, то коллекторы по предварительному согласованию с банком могут дисконтировать либо реструктурировать долг.

Взаимодействие коллекторов и должников в России регулируется федеральным законом «О потребительском кредите», вступившем в силу 1 июля 2014 года. Кроме того, был разработан Кодекс этики и стандартов работы с просроченной задолженностью.

В соответствии с этими документами, коллекторы не имеют права звонить должнику с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 — в выходные и праздничные дни.

В начале телефонного разговора коллектор обязан представиться сам и назвать организацию, от имени которой действует. Также необходим адрес для отправки корреспонденции.

Советы заемщикам и должникам

Наверное, главный совет — при общении с коллектором не стоит паниковать, избегать контактов и идти на конфликт. Специалист по взысканию может стать помощником должника, если тот, в свою очередь, будет открыт для конструктивного диалога. Так, например, совместно с коллектором можно разработать график погашения задолженности, который будет устраивать обе стороны.

Кроме того, коллектор может предложить варианты реструктуризации долга либо иного варианта выхода из ситуации. Это позволит не доводить дело до суда и соответствующих судебных издержек, госпошлины, а на стадии исполнительного производства избежать мер принудительного исполнения, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

Продажа долга

В соответствии с ФЗ «О потребительском кредите», кредитор вправе передавать персональные данные заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по договору кредита. Это положение исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных. В свою очередь, коллекторы обязаны хранить банковскую тайну и персональные данные, а также обеспечивать их безопасность.

Cегодня банки при передаче прав взыскания уделяют пристальное внимание наличию у коллекторов лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) на осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации.


0 комментариев

Оставьте комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *