Минэкономразвития рассчитывает на радикальное торможение экономики, однако по мнению экспертов оно может крайне негативно сказаться на экономике в целом.

Содержание:

Ускорение экономики

Министерство экономического развития подготовило и внесло в правительство по его же заказу план введения мер с целью увеличения скорости роста экономики. План предусматривает 8 направлений развития.

Рост ВВП более 3% к 2024 году является одной из национальных целей, поставленных в майских указах президента. В 2018 году согласно данным Росстата рост данного показателя составил 2,3%, однако по итогам 2019 года по прогнозам Минэкономразвития он составит около 1,3%, а в 2020 году по базовому сценарию 1,7%, а по целевому – 2,1%.

Ограничить потребительское кредитование

Минэкономразвития настаивает на необходимости ограничения взрывного роста необеспеченного потребительского кредитования. Рост общей суммы займов превышает 20%, тогда как реальный доходы и зарплаты населения даже приблизиться к такому росту не могут. Центральный банк России с 1 апреля принимает меры по замедлению роста кредитования. По прогнозу Центробанка он должен замедлиться до 10% в следующем году. Минэкономразвития настаивает на замедлении до 4-5%.

Эксперты Альфа-банка считают, что прогноз ЦБ более реалистичный. По их мнению в этом случае домохозяйства смогут оплачивать текущие кредиты без необходимости дополнительно затягивать пояса. В банке отмечают, что более половины текущего роста потребительских кредитов вызвано необходимостью оплачивать проценты: люди берут новые кредиты, чтобы гасить старые.

В случае замедления роста более, чем до 10%, людям придется значительно сократить привычный уровень потребления. В результате это окажет негативный экономический эффект.

Согласно позиции Орешкина, чрезмерный рост кредитования, который допускает ЦБ, создает инфляционные риски, что вынуждает держать ключевую ставку относительно высокой. Это в свою очередь сдерживает корпоративное и ипотечное кредитование, из-за чего инвестиций становится меньше. Падает спрос на труд, что приводит к замедлению реальных доходов населения.

Стимулируем инвестиции

Доля инвестиций в основной капитал согласно поручениям президента к 2024 году должна составить 25% от ВВП. По итогам 2018 года увеличение объема инвестиций составило лишь 4,3%, тогда как их доля в ВВП обрушилась ниже уровня 2011 года, продемонстрировав только 20,6%.

Только стабильные условия экономики и налоговые льготы могут стимулировать бизнес инвестировать средства. Орешкин заявил, что финальная версия законопроекта Министерства финансов, которая призвана защитить капиталовложения, практически готова. Правительство намерено привлекать инвестиции с помощью стабилизационной оговорки, которая будет гарантировать безопасность вложений от неблагоприятных налоговых и тарифных условий, а также от изменения законодательства. Кроме того, в Минэкономразвития собираются навести порядок в действующих режимах с преференциями.

Для активно инвестирующих компаний будет разрешено снижать налог на прибыль. В данный момент этот вычет работает лишь в 14 регионах, а вот воспользоваться льготой смогли только две компании из Ханты-Мансийского автономного округа. Уменьшение дохода региона от налогов является очевидной причиной непопулярности данной меры стимуляции, когда потенциальная выгода от инвестиций может появиться только спустя несколько лет. В данный момент ведется обсуждение о возможности предоставления бюджетных кредитов и займов от институтов развития по льготным условиям с целью компенсации падения доходов региона.

Кроме того, по мнению Орешкина, стабильные тарифы должны также улучшить деловой климат. В 2023 году тарифы на электроэнергию станут устанавливать не менее, чем на пять лет и строго в рамках федеральных ограничений. Экономическая обоснованность тарифов согласно законопроекту будет оцениваться и анализироваться Федеральной антимонопольной службой.

Контроль силовиков

Одновременно с упомянутыми выше изменениями необходимо снизить давление силовых структур на бизнес. Правоохранительные органам не следует вмешиваться в обыкновенные хозяйственные споры. Нужно декриминализировать экономические нарушения, вывести статью о незаконном предпринимательстве из УК РФ.

Орешкин считает важной задачу по восстановлению доверия бизнеса к правоохранительным органам, хотя не стал озвучивать конкретные меры, так как не считает, что они находятся в зоне ответственности Минэкономразвития.

Другой причиной низкого роста инвестиций является кадровый и профессиональный дефицит. В планах есть и меры по стимуляции экономической активности населения, снижению уровня структурной безработицы. Для решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров будет упрощаться оформление иностранных сотрудников на работу.

Нацпроекты и госпрограммы

Министерство экономического развития выдвинуло идею об изменении текущей системы федеральных и государственных целевых программ. Для этого их необходимо интегрировать в национальные проекты. По мнению Орешкина, госпрограммы так и не удалось превратить в реально эффективный инструмент. 

На данный момент функции нацпроектов и госпрограмм отличаются. Госпрограммы нацелены на экономический прорыв, тогда как национальные проекты будут поддерживать текущее состояние при нацеленности на широкий круг вопросов. Интеграция государственных программ позволит придать из гибкость в части принятия решения и качественной оценки достигнутых результатов. С этим поможет справиться проектный подход, который характерен для национальных проектов.

Другие материалы на тему:


0 комментариев

Оставьте комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *